¬изы шенгенские, виза, виза от лидера!

Ќорм!!!скоро. Ќова€ акци€ : gps приемник купить, а также речна€ антенна действительно дешево! “еперь. а также только летом! —ущественные скидки: ј— ”Ё, а еще электросчетчик только у нас! ¬ажно.

ќбычаи и традиции …емена

…еменцы - неотъемлема€ часть общеарабской культуры. ћногие ученые относ€т сам факт зарождени€ арабского этноса именно к горным районам северной части …емена и южной части современной —аудовской јравии. ћногие местные традиции едины дл€ всего арабского мира, другие проистекают от уникальных исторических и природно-климатических условий этой земли, третьи €вл€ютс€ следствием довольно бурной истории.  ультура страны неразрывно св€зана с исламом, пронизывающим практически все аспекты общественной, политической и личной жизни граждан страны.

ƒо сих пор в …емене господствуют родоплеменные отношени€. Ўейхи обладают почти неограниченной властью на местах. ћежду официальными власт€ми и племенными лидерами зачастую возникают конфликтные ситуации, привод€щие к некоторой напр€женности и ослабл€ющие официальные региональные власти. –ешени€ племенных лидеров обладают на местах силой закона, ограничить их может только религиозный лидер или €вное противоречие нормам ислама. Ќо поскольку местные вожди чаще всего €вл€ютс€ одновременно и св€щенниками, их решени€ не обсуждаютс€.

—емьи в …емене до сих пор достаточно большие и состо€т из представителей разных поколений, проживающих совместно или в пределах одного населенного пункта. –од и клан до сих пор считаютс€ основополагающими пон€ти€ми местных социальных отношений. √лавой семейства €вл€етс€ самый старший мужчина в роду, которому в пор€дке старшинства наследуют его сыновь€. ћужчины в целом определ€ют и все остальные аспекты жизни семьи и рода. ѕо крайней мере один сын об€зательно остаетс€ жить в родительском доме, чтобы заботитьс€ о родител€х, даже если он женат. ћногие семьи по-прежнему "устраивают браки" - традиционный "договор семейств" €вл€етс€ незыблемым устоем местного гражданского права. —огласно исламским законам, мужчина может иметь несколько супруг, если он способен обеспечить им достойные услови€ жизни, однако сам термин "достойных условий" нигде, кроме брачного договора, по сути, не оговариваетс€. ѕоэтому в современном арабском мире большинство мужчин имеет только одну жену.

ѕоложение женщин в арабском обществе служит поводом дл€ бесконечных инсинуаций. …емен - одна из самых консервативных стран арабского мира, немало обычаев здесь базируетс€ на нормах шариата и вековых традици€х. ѕубличные взаимоотношени€ между женщинами и мужчинами в …емене действительно ограничены, женщины должны одеватьс€ в строгом соответствии с канонами ислама и не по€вл€тьс€ на люд€х без сопровождени€ мужчины-родственника, "харим" ("запретный", женска€ половина дома) строго отделена от мужской, где принимают гостей, а большинство об€занностей женщины сводитс€ лишь к заботам по дому и воспитанию детей. ќднако даже в пределах самой страны, в разных еЄ районах, требовани€ несколько отличаютс€. Ѕедуинские женщины северных районов могут по€вл€тьс€ в обществе без головного платка ("абай€", "шейла" или "никаб" - видов так называемой "чадры" здесь множество), разговаривать с посторонними мужчинами и так далее. ¬ сельскохоз€йственных горных районах западной части страны женщины часто участвуют в общественной жизни наравне с мужчинами, "абайю" здесь нос€т только при выходе в люди, а на —окотре цар€т довольно вольные (по местным пон€ти€м, естественно) пор€дки, близкие к эмиратским. ќднако в большинстве случаев, св€занных с присутствием иностранца, местные женщины об€заны закрывать волосы и лицо, оставл€€ неприкрытыми одни глаза.

¬ одежде жители …емена придерживаютс€ вековых традиций и канонов ислама. ћестные длинные и свободные рубахи до лодыжек "тавб", или "тобе", из шерсти или хлопка, небольша€ шапочка под головной платок "тагий€", традиционный головной платок "гутра", удерживаемый на голове при помощи особого шнура "агал", шаровары с широким по€сом, а также накидка из верблюжьей шерсти "бишт" максимально подход€т дл€ жаркого и сухого климата. ∆енщины нос€т длинную свободную рубаху "тавб", или "тобе" (женский вариант обильно украшаетс€ вышивкой и бисером), закрывающий все тело длинный свободный плащ-накидку "абай€" ("аба€"), закрывающий голову и нижнюю часть лица платок "боший€" ("боши€"), платок "шейла", или "никаб", а также хлопковые или шелковые шаровары "сурвал". Ќа —окотре мужчины нос€т "футу" - пр€мой кусок ткани с рисунком или вышивкой, обворачиваемый вокруг талии в виде юбки.

ƒл€ иностранца рекомендуетс€ консервативна€ одежда с длинным рукавом, женщинам необходимо покрывать голову платком и носить юбку ниже колен. ¬ деловых случа€х рекомендуетс€ костюм европейского кро€. ќткрыта€ одежда и шорты должны быть ограничены пл€жем или местом у бассейна. ∆елательно иметь с собой теплую одежду, поскольку по ночам во всех горных област€х довольно прохладно даже летом.

’арактерной чертой €вл€етс€ повсеместное ношение мужчинами традиционных кривых кинжалов "джамби€", внешне похожих на оманские, но отличающихс€ от них по форме и отделке. ƒжамби€ часто играет роль опознавательного знака, показывающего принадлежность мужчины к тому или иному роду, и символом мужского достоинства. ¬ последнее врем€ ношение кинжалов, как и остального оружи€ впрочем, ограничено законодательно, поэтому зачастую вместо кинжала можно увидеть на по€се местного жител€ пустые ножны - забывать саму традицию здесь никто не намерен даже под давлением властей. ƒо недавнего времени все мужчины по€вл€лись на улицах только со стрелковым оружием - это тоже считалось признаком мужской чести и достоинства, однако в последнее врем€ эта традици€ сохранилась только в провинциальных районах (на севере страны до сих пор все мужчины ход€т с оружием). ¬ городах же и на вывесках многих заведений можно увидеть характерный местный знак в виде перечеркнутого силуэта автомата ј , говор€щий о том, что доступ в данный район или офис с оружием запрещен.

∆евание ката - наиболее €рка€ черта местных жителей, сразу бросающа€с€ в глаза туристам. Ћисть€ и молодые побеги этого горного кустарника (Catha edulis) в изобилии продаютс€ на всех рынках. ќни содержат природный стимул€тор катинон (Y-норэфедрин), обладающий легким наркотическим эффектом. ”потребление ката не вызывает привыкани€ и не имеет никаких побочных эффектов (кроме запора при длительном употреблении), поэтому он не считаетс€ наркотиком.  аждый день в определенное врем€ (обычно в 16.00) вс€ жизнь в стране как будто замирает - наступает "врем€ жевани€". ћужчины собираютс€ в группы, жуют листь€ и обмениваютс€ новост€ми. ѕриглашение иностранца в такую компанию - больша€ честь, однако листь€ следует приносить с собой. ќтказ от приглашени€ оскорбителен дл€ местного жител€, но уважительной причиной дл€ отказа может служить наличие проблем со здоровьем (у некоторых людей применение ката может повысить артериальное давление и вызвать сексуальные расстройства). ƒл€ большинства местных жителей листь€ ката - высша€ ценность, дл€ их хранени€ даже отвод€т самую верхнюю комнату в доме ("мафрадж"), в которой ранее было прин€то держать семейную казну. «десь же, в "мафрадже" или в специальной гостевой комнате и собираютс€ мужчины.

ѕриглашение в местный дом - больша€ редкость и высока€ честь дл€ гост€, хот€ гостеприимство местных жителей общеизвестно. ƒаже при наличии приглашени€ переступить порог дома можно лишь после того, когда хоз€ин €вно подтвердит свое решение пропустить гост€ на свою территорию. ћаленький подарок главе дома, самому старшему мужчине в семье или дет€м будет восприн€т с благодарностью, заостр€ть свое внимание на отсутствии женщин за столом не рекомендуетс€, хот€ во многих городских семь€х отношени€ в этом плане вполне европейские. «аводить разговор с обсуждени€ бизнеса или личной жизни не рекомендуетс€ - здесь ценитс€ степенна€ и отстраненна€ беседа, лишь "по ходу дела" касающа€с€ каких-то насущных вопросов. Ќе стоит активно жестикулировать при беседе - здесь сво€ сложна€ система жестикул€ции, в рамках которой вполне приличный европейский жест может значить нечто оскорбительное.

–ежим питани€, как и в большинстве арабских стран, двухразовый - очень плотный завтрак и такой же плотный обед. ’леб обычно разламываетс€ руками, ими же беретс€ и большинство блюд. «ачастую вместо столовых приборов используетс€ хлеб или лепешка, кусочками которых берут соусы и м€со. Ќожи и вилки в повседневной жизни используютс€ редко, но в ресторанах они всегда есть и будут поданы по желанию гост€. Ѕрать пищу, деньги и вещи следует только правой (!!) рукой, поскольку в исламе лева€ рука считаетс€ нечистой (ею отправл€ютс€ гигиенические надобности).

Ќе прин€то есть сто€ или на ходу, а также смотреть в лицо человека, зан€того едой. ѕрикасатьс€ к кому-либо, особенно к голове, без €вного на то разрешени€ не рекомендуетс€. ѕодошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону. ¬о врем€ рукопожати€ не следует смотреть в глаза собеседнику, также при этом нельз€ держать другую руку в кармане или интенсивно размахивать ею в воздухе. Ќельз€ обходить мол€щихс€ спереди. ѕри входе в мечети и дома следует снимать обувь. ÷еловатьс€ публично или обмениватьс€ иными €вными знаками внимани€ между представител€ми противоположного пола здесь категорически не рекомендуетс€.

 оран запрещает употребление спиртного, поэтому безалкогольное пиво и коктейли можно найти только в барах гостиниц. —трого наказуемым де€нием считаетс€ нахождение в общественном месте в состо€нии алкогольного опь€нени€, что грозит немедленным арестом или депортацией. ќтношение к курению примерно такое же, как и в большинстве европейских стран. ¬ течение рамадана мусульманам не положено есть, курить или пить в течение светлого времени суток, это правило распростран€етс€ и на иностранцев (впрочем, в последнем случае это касаетс€ только публичных мест).

…еменцы, как и все арабы, приветствуют членов семьи и друзей объ€ти€ми и поцелу€ми в обе щеки. — малознакомыми людьми это не прин€то - здесь в ходу обычное европейское рукопожатие. ѕрикасатьс€ к представител€м противоположного пола категорически не рекомендуетс€.